На главную
Лауреаты рейтинга IT-компаний «РИА Рейтинг»
Лауреаты рейтинга
IT-компаний
«РИА Рейтинг»
Лауреаты рейтинга РИА «РБК»
Лауреаты рейтинга
РИА «РБК»
Лауреаты премии «Профессиональное признание — 2013»
Лауреаты премии
«Профессиональное
признание — 2013»
Лауреаты премии «Профессиональное признание — 2011»
Лауреаты премии
«Профессиональное
признание — 2011»
Лауреаты премии «Профессиональное признание — 2010»
Лауреаты премии
«Профессиональное
признание — 2010»

Публикации



Нормативно-техническое обеспечение АИИС КУЭ и реформа технического регулирования

Статья в PDF (280 КБ)
Внимание! Эта статья была опубликована более трёх лет назад. Всё это время наше аппаратное и программное обеспечение продолжало интенсивно развиваться; сведения, содержащиеся в статье, могли устареть. Пожалуйста, используйте данную статью только в ознакомительных целях!

Переход на рыночные отношения в Российской Федерации потребовал реформирования системы национальной стандартизации, сформированной еще в Советском Союзе, и упрощения процедуры сертификации продукции, процессов ее производства и эксплуатации, которая сложилась за последние 15 лет. Реформирование системы технического регулирования – одно из необходимых условий интеграции России в международную систему стандартизации и подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). На это была направлена разработка и принятие Федерального закона «О техническом регулировании» (№184-ФЗ от 27.12.2002 года) и изменений к нему, принятых 1 мая 2007 года (№ 65-ФЗ). 

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [1].

Закон разработан в соответствии с практикой работы в данной области стран с развитой рыночной экономикой, требованиями международных экономических организаций, включая ВТО.

Закон направлен на установление правил государственного регулирования и требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Закон устраняет еще имевшиеся остатки методов административного управления экономикой в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования.

Закон разделяет ответственность государства и ответственность производителя. Государство может нести ответственность за приоритетные направления, которые определены как основные цели закона: это безопасность и защита нашей жизни, защита здоровья, защита потребителя от обмана на рынке.

Вопросы, которые регулирует рынок, – это вопросы конкурентоспособности продукции, они переносятся на производителя или на продавца. Такое разделение ответственности – основное новое положение, которое вносит закон в сферу разработки и обращения продукции (товаров).

Технические регламенты

Технический регламент – документ, который может быть принят:

  • международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации;
  • постановлением Правительства Российской Федерациии устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к процессам проектирования (изысканий) производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации этой продукции).Технические регламенты принимаются в целях (Статья 6 закона):
  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента.

Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В качестве основы для разработки технических регламентов должны использоваться международные стандарты.

В закон внесено требование о «недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Программа разработки технических регламентов

Согласно принятым 1 мая 2007 года (№ 65-ФЗ) изменениям к Закону «О техническом регулировании» до 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты [2]:

  • о безопасности машин и оборудования;
  • о безопасности низковольтного оборудования;
  • о безопасности строительных материалов и изделий;
  • о безопасности зданий и сооружений;
  • о безопасности лекарственных средств;
  • о безопасности лифтов;
  • о безопасности электрических станций и сетей;
  • о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением;
  • об электромагнитной совместимости;
  • о безопасности колесных транспортных средств;
  • о безопасности изделий медицинского назначения;
  • о безопасности средств индивидуальной защиты;
  • о безопасности химической продукции;
  • о безопасности пищевых продуктов;
  • о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе;
  • о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах;
  • о безопасности упаковки.

Программа разработки технических регламентов (распоряжение правительства от 29 мая 2006 года № 781-р) включает в себя разработку до конца 2008 года 181 регламента, среди них два регламента, которые относятся к сфере автоматизации учета электроэнергии:

  • № 103. О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • № 104. О требованиях к средствам измерений, применяемым при взаиморасчетах за передачу, распределение, сбыт и прочие операции, связанные с поставкой электроэнергии (мощности).
Концепция развития национальной системы стандартизации

Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 266-р от 28 февраля 2006 года.

Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.

Подчеркивается, что в рамках фонда документов национальной системы стандартизации сформировался ряд таких уникальных подсистем, как общетехнические системы стандартов, система стандартов безопасности труда, система стандартов безопасности при чрезвычайных ситуациях и другие. Эти документы, безусловно, являются той базой, на которой необходимо строить дальнейшую работу по разработке новых и корректировке действующих стандартов.

Цели стандартизации [3]:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг);
  • единство измерений;
  • рациональное использование ресурсов;
  • взаимозаменяемость технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);
  • обеспечение технической и информационной совместимости;
  • сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • проведение анализа характеристик продукции (работ, услуг) исполнения государственных заказов;
  • добровольное подтверждение соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных;
  • содействие проведению работ по унификации.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Статус национального стандарта – добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании (например, для подтверждения соблюдения требований технического регламента, при оценке соответствия продукции и т.п.).

Документы в области стандартизации:

  • национальные стандарты – ГОСТ Р, ГОСТ;
  • правила стандартизации – ПР;
  • нормы и рекомендации (Н, Р);
  • общероссийские классификаторы;
  • стандарты организаций (СТО);
  • своды правил (СНиП, СаНПиН).

Не действуют (отменены) отраслевые стандарты (ОСТы) и с 2010 года не будут действовать Технические условия (ТУ). Вместо Технических условий разработчикам продукции необходимо будет разрабатывать и применять стандарты организации (СТО).

Оценка текущего состояния и перспективы развития нормативной базы АИИС КУЭ

В настоящее время в силу ряда причин практически отсутствует целостная система нормативных документов в сфере разработки, проектирования, метрологического обеспечения и эксплуатации АИИС КУЭ.

В настоящее время в этой сфере используются следующие основные документы:

  1. Федеральные законы:
    • Закон об обеспечении единства измерений;
    • Об электроэнергетике;
    • О лицензировании.

    Начиная с 2007 года в различных рабочих группах обсуждается проект закона «Об определении времени», который должен регламентировать, в частности, основные подходы к синхронизации времени в технических системах.

  2. «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (Постановление Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г.).
  3. ГОСТы на электросчетчики и измерительные трансформаторы тока и напряжения.
  4. ГОСТы, Правила и МИ на метрологическое обеспечение.
  5. ГОСТы 34.ХХХ (комплекс стандартов на проектирование и создание автоматизированных систем).
  6. Стандарты организаций, Правила, РД и инструкции Главгосэнергонадзора, Минтопэнерго, РАО «ЕЭС России», ОАО «ФСК».
  7. Нормативные документы НП «АТС» для Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) – Приложения 11.1–11.5 к «Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности».
  8. Правила устройства электроустановок (ПУЭ).

Кроме вышеперечисленных документов за последние пять лет разными организациями были предприняты попытки разработки новых нормативных документов (Табл. 1).

Таблица 1. Нормативные документы

НаименованиеГод разработкиРазработчик
1Проект ГОСТ «Устройства сбора и передачи данных автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Общие технические условия»2002–2003ОАО «ВНИИЭ»
2Специальный технический регламент «Учет электрической энергии при ее производстве, транспортировке и реализации»2005Группа авторов
3Специальный технический регламент «Измерительные системы учета электрической энергии»2005Группа авторов
4«Правила устройства электроустановок» (7-я редакция, полная) 2003–2005 Группа организаций, координатор – ОАО «ВНИИЭ» 5 Специальный технический регламент «О требованиях к средствам измерений, применяемым при взаиморасчетах за передачу, распределение, сбыт и прочие операции, связанные с поставкой электроэнергии (мощности)»2003–2005Группа организаций, координатор – ОАО «ВНИИЭ»
5 Специальный технический регламент «О требованиях к средствам измерений, применяемым при взаиморасчетах за передачу, распределение, сбыт и прочие операции, связанные с поставкой электроэнергии (мощности)»2007ООО «Национальный институт промышленного развития»
6 Технический регламент «О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве»2007ООО Научно-производственный центр «Инфосфера»

 

Однако первые пять документов из приведенной таблицы, хотя и прошли обсуждения в разных организациях, но так и не были приняты по разным причинам. Причем за это время некоторые документы в предлагаемом виде уже не могут быть приняты, так как противоречат Закону «О техническом регулировании». В частности, ПУЭ, по всей видимости, придется перерабатывать и принимать в форме «Свода правил», однако в планах рабочей группы принятию новой редакции ПУЭ этих работ не предусмотрено.

Что касается двух новых технических регламентов, разработанных в 2007 году, то большинство специалистов в сфере АИИС КУЭ не имеют даже информации о начавшейся процедуре «публичного обсуждения» проектов этих регламентов.

Кроме того, в 2004 году НП «АТС» планировало начать разработку трех новых документов [4]:

  1. Технический регламент «Система коммерческого учета на ОРЭ. Общие требования».
  2. ГОСТ Р. «АИИС КУ электроэнергии. Общие требования».
  3. ГОСТ Р. «Метрологическое обеспечение АИИС КУ электроэнергии. Общие положения».

К сожалению, большинству специалистов проекты данных документов неизвестны и широкого обсуждения они не получили.

Давно назрела необходимость в разработке национальных стандартов, регламентирующих основные требования к многофункциональным счетчикам электроэнергии, УСПД и системам обеспечения единого времени (СОЕВ).

Выводы
  1. Существующая нормативная база АИИС КУЭ не систематизирована, в большей своей части устарела и не соответствует требованиям Закона «О техническом регулировании», Национальной концепции стандартизации» и современным требованиям. С момента принятия Закона «О техническом регулировании» в 2002 году не принято ни одного технического регламента в области электроэнергетики.
  2. Развитие нормативной базы АИИС КУЭ невозможно без продуманной технической политики в области стандартизации и скоординированных действий всех заинтересованных сторон (разработчиков и юристов, проектных институтов, эксплуатационных организаций, метрологов и представителей государственных органов).
  3. Необходим план разработки новых нормативных документов и корректировки действующих стандартов и правил в сфере АИИС КУЭ. После разработки проекты этих документов должны обязательно публиковаться и рассылаться во все энергетические компании, отраслевые институты и другим заинтересованным организациям.
  4. Отсутствие четкой нормативной базы осложняет процессы разработки и внедрения новых образцов приборов и систем.
  5. Создание Министерства энергетики и принятие первых технических регламентов должно активизировать разработку новых стандартов и регламентов разработчиками технических средств.
ЛИТЕРАТУРА
  1. Федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27.12.2002).
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 65-ФЗ от 1.05.2007).
  3. «Концепция развития национальной системы стандартизации» (распоряжение Правительства РФ от 28.02.2006 № 266-р).
  4. А. Татарников. «Все о коммерческом учете…», журнал «Энергорынок» № 7, 2004 г.

Щитников А.Я., заместитель генерального директора ЗАО ИТФ «Системы и технологии» (Владимир)
Энергоэксперт № 4, 2008